ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИЗМА

Одни авторы пытаются убедить общественность в том, что традиционная книга как носитель информации отживает свой век и заменяется электронной книгой. Однако нынешний технологический подход человека к миру гигантским образом усиливает его воздействие на природу, что обостряет экологический кризис, который приобретает глобальный характер, увеличивает количество всевозможных техногенных катастроф. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступили место информации и знанию. Этому обществу, по их мнению, присущи такие характерные черты, как особая ценность информации и информационной технологии, элитарно-массовая структура технократическая элита и средний класс , власть технократии, децентрализация, индивидуализация, приоритет интернационального, ориентация на решение глобальных проблем и др. Однако, тем не менее, и в сегодняшней России опубликовано много работ, защищено несколько диссертаций, в которых с большим восторгом говорится о становлении информационного общества, о его великих благах. Таким образом, место и роль техники и технологии трудно оценить однозначно, ибо они несут людям как позитивные, так и негативные социальные последствия. В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции - техницизм и антитехницизм, основывающиеся па технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

Реферат - Техника как социокультурное явление

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно - см. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Основные понятия:техницизм, антитехницизм, футурошок, технофобия, техномания, луддизм, отчуждение. В отношении оценки роли техники в.

Список литературы 31 . Двадцатый век — век буйного техники, ее взлета и одновременно неизбежного возникновения бурных споров и дискуссий по поводу ее важности и нужности. Само явление техники как продукт человеческого ума вызвало множество разногласий с точки зрения ее будущего. Стало видно, что за один век электричества человек проявил себя в полной мере, причем далеко не с лучшей стороны. Всему миру было достаточно гонки вооружений, чтобы понять, что никто не остановится, чтобы раздавить друг друга.

И в Маунт-Кармельском Заявлении о"технической и моральной ответственности" в году было зафиксировано, что"ни один аспект техники с моральной точки зрения не является сегодня нейтральным", и что"…есть люди, которые несут полную ответственность за злоупотребление техникой, а также применение". И многие всемирно известные ученые подписали его. Потому что стало ясно, что человек вступив на"тропу войны", в супертехнический век не оставляет себе дороги обратно, и отрезает все пути для отступления —"назад к природе".

Отказаться от прошлого невозможно, и техника — есть часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной. И кто-то из культурологов говорит, что техника для нас — это моральный и экзистенциальный тест, и кто знает, выдержит ли человек его? Но современное поколение говорит, что только информация и абсолютное знание помогут выжить в двадцать первом веке.

Первоначально формируется в философских и соци-ологических концепциях, выражаю-щих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран пе-ред угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воз-действием все более могущественной техники и резкого усиления роли по-следней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возмож-ностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению че-ловека, и его бездуховности, в ре-зультате чего технологизация об-щества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогрес-са, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды че-ловеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружаю-щая нас среда предстает как"вселен-ная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в совре-менных условиях"техника — фактор порабощения человека". Это ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное Тибетская"Книга мертвых" отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Антитехницизм, как и техницизм, в целом некритически оценивает феномен проявлениях антитехницизм приобретает черты технофобиистраха.

Техническое знание трактуется как знание о специфическом объекте искусственно созданные системы — в отличие от естественного объекта естествознания , в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно неартикулируемая цель любого познавательного процесса — достижение прагматического результата Ф. Эллюль , в рамках которой под техникой понимается не только машинно-механизмное оснащение деятельности, но и особый стиль мышления — тип рациональности, ориентированный на операционализм и инструментализм.

Хунинг , включающей в понятие техники систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания. Сходные идеи были высказаны в лекционном курсе в начале 20 в. Таким образом, синтетическая программа современной Ф. Исходным методологическим основанием Ф. Технологический детерминизм представляет собой своего рода аксиоматическую систему, включавшую в себя следующие постулаты: На семантически тождественной почве технологического детерминизма в 20 в.

Объединенные принятием тезиса об определяющей роли техники в социокультурном процессе, техницизм и антитехницизм расходятся в плане прорисовки сценариев и оценке перспектив дальнейшего развития общества на технической основе. В рамках техницизма оформляются многочисленные типологии и периодизации истории общества, в основание которых положен принцип зависимости общественного развития от этапов совершенствования техники. В качестве критерия подобных классификаций могут выступать эволюция энергетических ресурсов и орудий труда Дж.

Ленски; типологический более ранний аналог — марксизм как очевидный техницизм , средств коммуникации и связи М. Некритическая оптимистическая оценка техницизмом роли техники в развитии общества находит свой аксиологический противовес в установке антитехницизма, видящего в технике угрозу человеческому в человеке.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны. В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники.

Техницизм — мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии.

Ему близки идеи сциентизма и технократии.

Техницизм и антитехницизм основывается на технологическом Технофобия – страх перед отчужденной техникой, восприятие ее как.

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа. В е 20 в. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии.

Тем самым общество может трактоваться, в конечном счете, как система принятия решений - техноструктура при сохранении значительной роли государства. Третий этап е эволюции Т. Первоначально - перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и ее резкого усиления в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Сторонник технологического детерминизма, согласно которому развитие техники является определяющим фактором общественного развития; автор дихотомического деления истории цивилизации на доиндустриальную застойную и индустриальную динамичную эпохи.

Лесли Уайт — — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог.

Учебное пособие Уфа 2008 удк 130. 2: 62 ббк 87

Загрузить файл Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн Слово техника происходит от греческого????? Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры.

современном мире: техника, технофобия, техницизм, техносфера, технический прогресс. Раздел 8. Перспективы современного общества.

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники. Техницизм — философско-мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии.

Ему близки идеи сциентизма и технократии.

12. Техника и общество. Технократия. Технофобия.

22, 8: Объединенные принятием тезиса об определяющей роли техники в социокультурном процессе, техницизм и антитехницизм расходятся в плане прорисовки сценариев и оценке перспектив дальнейшего развития общества на технической основе. Техн-зм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. В рамках техницизма оформляются многочисленные типологии и периодизации истории общества, в основание которых положен принцип зависимости общественного развития от этапов совершенствования техники.

Техницизм и антитехницизм Технократия .

План список предлагаемых к теме вопросов: Феномен техники, её назначение и сущность. Основные этапы развития техники. Техника в индустриальном обществе: Техницизм и антитехницизм о перспективе развития техники. Не будем критично относится к служителям пера.